В начале 40-х годов 19 века в Англии была довольно популярна идея новой технологии железнодорожного привода: в отличие от надувных трамваев, тут сжатый воздух подавался в специально обученную трубу проложенную между путей, и приводил в движение состав, непосредственно давя на поршень:
В общем и целом идея оказалась неудачной - упомянутая на фотке и первая из всех дорога оказалась единственной, которая работала сколько-нибудь долгое время. Она же была и самой короткой - 2.8 км, шла она в горку, последние метры поезд проезжал просто по инерции (что и изображено на картинке), обратно он скатывался просто под уклон (уклон было примерно 1/100).
Из оставшихся самым интересным была пневматическая Южно-Девонская железная дорога Эксетер-Плимут, построеная Изамбаром Брюннелем, как продолжение Большой Западной дороги:
Опытное движение началось в феврале 1847, полный перевод на воздушную тягу был завершен в феврале 1848 года. Максимальная скорость движения по линии достигала 110 км/ч, рабочая составляла 60-70. На этой линии как и на всей Большой Западной дороге использовалась любимая колея Брюннеля шириной 2180 мм (Брюннель активно продвигал идею полезности широкой колеи в смысле и вместимости вагонов и удобств для пассажиров).
Довольно быстро выяснилось, что из-за разных проблем - утечек воздуха, необходимости поддержки клапанов на верху трубы, закрывающих щель, через которую поршень соединялся с локомотивом и прочее, себестоимость эксплуатации оказалась в несколько раз выше паровозной тяги и в августе 1848 было решено систему закрыть. Последний поезд на воздушной тяге прошел по линии 9 сентября 1848. Еще несколько попыток строительства аналогичного типа дорог завершились примерно так же.
Трубы пристроили в качестве дренажных:
В 1993 одну из них нашли, откопали и поместили в музей:
Из инфраструктуры остались насосные станции:
via:
Atmospheric Railway
Atmospheric Pipes project
Weird and Wacky railways
ну и вики естественно.