В 1792 году Абрахам Эделькранц:
был вынужден в видах лучшей сохранности своей головы (он находился в опасном знакомстве с Йоханом Эрехенстремом, казненным под делу о заговоре Армфельта) отойти от политических дел в Швеции (не особенно серьезных впрочем).
Осенью 1794 года до Швеции дошли новости о телеграфе Шаппа и Эделькранц решил попробовать придумать схожий аппарат. Что и проделал и за пару месяцев построил и продемонстрировал публике экспериментальную семафорную линию о трех станциях общей длиной около 12 км.
Система кодирования позволяла передавать 16-символьный алфавит и в первых опытах алфавит просто был урезан до этого размера. Что интересно, в отличие от Шаппа, который пришел к семафорной схеме через эксперименты с панельной (когда сигнал кодируется перекрывающими свет заслонками), тут движение мысли было обратное - после попыток увеличить число кодов в алфавите путем наращивания числа рычагов на семафоре Эделькранц отказался от семафорной схемы в пользу панельной c 10 заслонками, позволявшей передавать до 1023 знаков (код "все нули" использовался как индикатор начала передачи символа - перед каждым символом все заслонки открывались):
Система кодирования была простая - каждая колонка кодировала восьмеричный знак от 0 до 7: младший бит - самый верхний, старший - самый нижний. Соотвественно код представлялся как трехзначное восьмеричное число, предварявшееся, в случае если верхний код закрыт, буквой А:
x xxx x.x .xx
Соответствовало коду A357 в кодовой книге.
Механизм передачи был сделан довольно удобно - оператор выставлял требуемые положения заслонок на пульте, после чего с силой нажимал ногой рычаг и заслонки ставились в требуемое положение. Одним из преимуществ данного механизма было то, что следующий символ может набираться на пульте до сброса предыдущего, пока только что поднятый знак передает дальше оператор следующей станции, что ускоряло передачу
В начале 1875 года Эделькранц получил разрешение на постройку первой короткой линии Стокгольм - Ваксхольм (около 20 км), затем последовали еще несколько, к 1809 году протяженность линий составляла около 200 миль. Карты, к сожалению, я найти не смог.
В 1801 году в преддверии войны с Англией была протянута линия в Данию для обмена оперативной и разведывательной информацией. Проработала она всего полмесяца: c середины марта до апреля: 2 апреля 1801 года англичане бомбардировали Копенгаген, после чего Дания подписала мир с Англией, одним из условий которого был отказ от обмена разведданными. Время жизни первой международной линии оказалось непродолжительным.
В 1809 после окончания войны с Россией потребность в телеграфе у шведов отпала и сеть перестала действовать.
Что интересно - это не было концом - с 1827 года начинается восстановление сети. Причем Швеция оказалась государством, где оптический телеграф продолжал функционировать и в 60-70-е годы - последняя станция была закрыта в 1881 году. Причина того довольно проста: сложная местность с большим колитеством островов затрудняла прокладку кабелей - и оптическими станциями перекрывали те дистанции, где было трудно проложить кабель: как ни забавно, но беспроводная суть этой системы тут оказалась полезна.
Система, судя по всему, делалась на время войны и потому была собрана абы как. Тем не менее она вполне исправно функционировала до 1814 года, когда была остановлена. После высадки Наполеона во Франции снова была запущена.
Адмиралтейство всерьез занялось вопросом ее перестройки в постоянную.
Комлектовались станции системы Мюррея четырьмя операторами: двое наблюдали за соседними станциями, еще двое дергали за приводные веревки заслонок. Вот так примерно:
Время от времени операторы менялись местами.
Одним из них является описываемое событие, в котором телеграф сыграл существенную роль, хотя эксплойт тут держался на социальной инженерии, а не на техническом хаке. 21 февраля 1814 года в Дувре высадился офицер, представившийся как полковник де Бург и сообщивший, что Наполеон разбит и убит казаками.
Новость отстучали по телеграфу в Лондон, а полковник не торопясь поехал в Лондон разнося по попутным кабакам подробности. Естественно в Лондоне пришедшая по телеграфу информация утекла к биржевикам. Поскольку телеграфные сообшения воспринимались как освященные авторитетом правительства (частой телеграфной связи не было) - котировки английских государственных займов взлетели примерно на 30%. К вечеру правительство опровергло слухи и котировки упали туда, где и были.
По ходу выяснилось, что за день кто-то успел скинуть облигаций на 1.1 миллион фунтов, причем большая часть этих облигаций была куплена за неделю до того как. Дальнейшее расследование привело к Кокрейну, его дяде, его финансовому консультанту и еще паре человек. Ну в общем - "всем все ясно".
Кокрейн и проч. были оштрафованы на 1 тыс фунтов (imho очень умеренно с учетом величины навара), получили по году тюрьмы, а Кокрейн был лишен наград и званий и выперт со службы. Адмирал был крайне популярен, все отрицал, и в конце концов сначала в 1832 году был восстановлен в звании и на службе, а в 1847 - ему после личного вмешательства королевы вернули и награды. Более того - потом его внук раскрутил Адмиралтейство на компенсацию в 40 тысяч фунтов.
Тем не менее imho особенных сомнений тут нет, тем более что история отличается характерными признками, которые отмечали все предприятия бравого капитана: находчивостью, изобретательностью и наглостью.
Косвенно эта история послужила на пользу освобождению Латинской Америки от колониального ига и вообще - делу свободы и прогресса, поскольку оставшись после нее не у дел, адмирал подался на службу сначала во флот Чилийской республики, потом служил Бразилии и еще успел принять участие в войне с турками в Греции.