Предыдущая Оглавление Следующая
1. Происхождение анархистского терроризма
218
Анархистские взгляды были широко распространены среди русских революционеров-народников еще в 70-е годы XIX века. Бакунистские идеи были одними из самых влиятельных (если не самыми влиятельными) среди народников. Однако как самостоятельное общественно-политическое движение анархизм в России оформился в начале XX в 1 . В России первые анархистские группы были созданы в 1903 году, а в 1907 г., на который приходится пик активности анархистского движения, деятельность анархистских групп была отмечена в 3/4 губерний и областей России. Анархистские группы были сравнительно немногочисленны — «активистов» насчитывалось приблизительно 5—7 тыс. чел. 2 Однако шума они наделали много. По мнению американского историка Анны Гейфман, большая часть среди 17 тыс. жертв террористических актов начала века находится «на совести» анархистов, несмотря на то, что по численности они не шли ни в какое сравнение с эсерами и социал-демократами. Правда, надо учитывать и тот факт, что различные криминальные и полукриминальные элементы нередко оправдывали свои деяния, используя анархистскую фразеологию 3 .

Известный исследователь терроризма У.Лакер пишет, что анархисты не внесли никакого теоретичес-



1) Сводку мнений по вопросу о времени зарождения анархизма в России см. в кн.: Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969. С. 51-54
2) См. подробнее: Анархисты // Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С. 62—86; Кривенький В. Анархисты // Политические партии России: Конец XIX — первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996. С.32-35.
3) Geifman A. Thou Shalt Kill: Revolutionary Terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton, 1993. P. 124-125.
219
кого вклада в дело вооруженной борьбы в России; его точку зрения разделяет А.Гейфман 1 . Если имеется в виду, что русские анархисты заимствовали многие террористические идеи, так же как и некоторые практические способы их осуществления у своих западных единомышленников, то спорить не приходится. В этом смысле они не были «пионерами» терроризма, подобно народовольцам. Однако, с нашей точки зрения, отрицать идеологическую подготовку анархистского террора в России неправомерно; как и во всех других случаях, действию предшествовало слово и анархистским терактам, какими бы нелепыми ни казались некоторые из них, предшествовало определенное теоретическое обоснование. Разумеется, большинство исполнителей терактов имело о теории достаточно отдаленное представление; но «первотолчком» и в данном случае была идея, мысль.

Анархистский террор представляет собой самостоятельную разновидность этого способа борьбы, основывается на других принципах, нежели терроризм политический. В основе его лежит идея «пропаганды действием»; такой знаток теории и истории терроризма, как З.Ивиански даже считает, что современный терроризм начался с лозунга «пропаганды действием» 1 , впервые провозглашенного делегацией итальянской федерации анархистского Интернационала 3 декабря 1876 г. 3 5 августа 1877 г. свою интерпретацию лозунга «пропаганда действием» опубликовал французский инженер, один из видных идеологов анархизма Поль



1) Laqueur W. Terrorism. Boston—Toronto, 1977. P. 42; Geifman A. Op. cit. P. 125
2) Нидерландский историк А.Шмид справедливо полагает, что появление идеи «пропаганды действием» стало возможным в связи с технологической революцией в средствах коммуникации, начавшейся в 1870-е годы (Schmid А.Р. Terrorism and the Media: The Echics of Publicity // Terrorism and Political Violence (October 1989). Vol.1. №4. P. 539-565). По остроумному замечанию У.Лакера, которое приводит Шмид, «средства массовой информации — лучшие друзья террорис­тов» (Ibid. Р. 539).
3) Iviansky Z. Individual Terror: Concept and Typology // Journal of Contemporary History. 1977. Vol.12. №1. January, P.45.
220
Брусс 1 . Исходя из того, что печатная пропаганда недоступна большинству рабочих и крестьян по той причине, что они просто неграмотны, Брусе полагал, что боевой акт привлечет их внимание, заставит их мыслить. Если даже сам по себе он закончится неудачей, то идея, ради которой он совершен, проникнет в массы, будет жить в глазах и лицах людей, которые кричали от восторга во время его осуществления 2 .

Лично Брусе был противником политических убийств, однако в идее «пропаганды действием», как справедливо замечают В.В.Витюк и С.А.Эфиров, «содержалась возможность перехода к террористической практике». Несколько лет грозные заявления анархистов оставались не более чем декларациями. В июле 1881 года на конгрессе анархистов в Лондоне было решено перейти от теории к практике. В 1880-е начинается, а в 1890-е годы достигает своего пика террористическая кампания, проводившаяся анархистами разных стран; наиболее кровавой и драматичной она оказалась во Франции 3 . Дела и слова французских анархистов послужили во многом примером их российским собратьям.

Французские анархистские газеты призывали уничтожать сельских жандармов, мэров, иных государственных служащих, а также собственников и саму собственность, в каком бы виде она ни находилась. Газета «Революционное действие» призывала смело прини-



1) Статья Брусса «Пропаганда действием» была подготовлена при поддержке П.А.Кропоткина и впервые опубликована на французском языке в «Бюллетене Юрской федерации», издававшемся в Берне (Швейцария) (Fleming M. Propaganda by the Deed: Terrorism and Anarchist Theory in Late Nineteenth-Century Europe // Terrorism: An International Journal. (N.Y.). 1980. Vol.4. №1. P. 4-5). См. о Бруссе подробнее: Stafford D. From Anarchism to Reformism: A Study of the Political Activities of Paul Brousse, 1870-90. London, 1971.
2) См.: Iviansky Z. Op. cit. P. 45. См. также: Витюк B.B., Эфиров С.А. «Левый» терроризм на Западе: история и современность. М., 1987. С. 39-40.
3) Приводимые далее сведения по истории анархистского терроризма во Франции и других европейских странах почерпнуты нами в указанном выше исследовании В.В.Витюка и С.А.Эфирова, с. 42, 50—53.
221
маться за дело, используя огонь, кинжал, яд, «чтобы каждый удар, нанесенный в социальное тело буржуазии, проделал в нем глубокую рану». В 1892 г. анархист Равашоль произвел подряд три взрыва, два в домах крупных судейских чиновников, причастных к осуждению анархистов, и один — в воинской казарме. 10 декабря 1893 г. анархист Огюст Вайян бросил бомбу в палате депутатов французского парламента в Бурбонском дворце. Жертв не было.

Однако Вайян был казнен в январе 1896 г., а неделю спустя анархист Эмиль Анри бросил бомбу в кафе «Терминус», причем при взрыве 20 человек было ранено и один убит. Десять лет спустя подобные акции были осуществлены российскими анархистами в Одессе и Варшаве. В чем заключался смысл теракта, осуществленного Анри? Среди пострадавших, по его мнению, «невинных не было». В кафе собрались буржуа или по крайней мере те, кто позволил себе развлекаться за счет угнетенных. После теракта Анри французские анархисты еще несколько месяцев производили аналогичные покушения. В мае того же года Эмиль Анри был гильотинирован. Его речь на суде стала своеобразным анархистским «каноном». Она была переведена на русский язык и издана женевской группой анархистов в 1898 г. 1

По наблюдению П.Аврича, многие речи русских анархистов перед судом были парафразом знаменитой речи Анри 2 . Это относится, в частности, к речи на суде Моисея Меца, одного из участников теракта в кафе Либмана в Одессе в декабре 1905 г. Мец говорил: «Мы, анархисты-коммунисты, — признаем устную и печатную агитацию и пропаганду нашего мировоззрения среди угнетенной массы, и систематический, неустанный, единичный и массовый террор против частной собственности, частных собственников, власти и представителей власти. Каждый эксплуататор достоин смерти; каждая капля его крови, вся его жизнь, богатства, сотканы из силы, пота и крови тысяч порабо-


1) Речь Эмиля Анри перед судом. Женева, 1898; перепечатано в: Вольная воля. 1903. №2.

2) Avrich P. The Russian Terrorists. Princeton, New Jersey, 1967. P.68.

222
щенных, насильно обираемых. Каждый представитель достоин смерти!» 1

Кстати, в отместку за утверждение смертных приговоров Вайяну и Анри президент Франции С.Карно был убит анархистом Казерио. Громкие террористические акты были осуществлены также испанскими, итальянскими, американскими анархистами. Среди них были убийства премьер-министра Испании Кановаса (1897), австрийской императрицы Елизаветы (1899), короля Италии Умберто (1900), президентов США Гарфилда (1881) и Мак-Кинли (1901). Неоднозначную реакцию даже в самой анархистской среде вызвал взрыв бомбы в театре Лисео в Барселоне в 1893 г., в результате которого погибло 20 и было ранено 50 человек. Бомбу бросил анархист, ранее подвергавшийся пыткам.

Таким образом, российские анархисты оказались в известном смысле «наследниками» опыта западноевропейских и американских террористов анархистского толка. Как справедливо пишет В.В.Кривенький, «возрождение российского анархического движения произошло заграницей, в условиях эмиграции». Анархистские группы возникли в Швейцарии, Франции, Германии, Болгарии, США. Из них наибольшее значение имели «Группа русских анархистов-коммунистов за границей» (Женева, 1900-1901), лидером которой был М.Э.Дайнов и возникшая там же в 1903 г. другая группа анархистов-коммунистов, взявшая себе название «Хлеб и воля» (лидер — Г.И.Гогелия) и выпускавшая одноименный печатный орган 2 . Многие лидеры возникших в России анархистских групп бывали заграницей, знакомились с литературой и деятельностью западноевропейских анархистов. Правда, в начале XX века анархистский терроризм в Европе практически сошел на нет. Так что «каналы» влияния международного анархизма на российский достаточно очевидны.

Огромное влияние на российских анархистов оказал один из его основоположников, «классик» мирово-



1) Буревестник (Париж). 1907. №5. С.13.
2) Кривенький В. Анархисты // Политические партии России. С. 32.
223
го анархизма П.А.Кропоткин. Причем его влияние было не только опосредованным, через многочисленные печатные работы, но и личным — несмотря на немолодой возраст, он активно включился в практическую деятельность, принимал участие в различных съездах и конференциях, вел обширную переписку. Один из историков в начале века, говоря об «отцах-основателях» российского анархизма, остроумно заметил, что «Бакунин создал фанатический, а Кропоткин лирический анархизм. Спустя тридцать лет они еще царствуют над партией. Террористы придерживаются бакунистской традиции, теоретики следуют по большей части за Кропоткиным» 1 .

Замечу, что Бакунин, кроме периода краткого, но бурного «романа» с Нечаевым, террористическими идеями не грешил. Он относился к терроризму «как методу революционной борьбы... настороженно», — резонно замечают современные исследователи анархизма 2 . «Политическая резня никогда не убивала партий, — писал Бакунин по поводу терроризма, — в особенности она оказывалась бессильной против привилегированных классов... Чтобы совершить радикальную революцию, нужно поэтому повести нападение на положение и на вещи, разрушить собственность и государство, а тогда не придется уничтожать людей и обрекать себя на неминуемую и неизбежную реакцию, без которой никогда не обходилось и не обойдется во всяком обществе массовое убийство людей» 3 .

По поводу покушения Каракозова, осужденного Герценом на страницах «Колокола», Бакунин писал своему старому другу: «... ни за что в мире я не бросил бы в Каракозова камня... Ни в каком случае мы здесь не имеем право судить его, ничего не зная о нем, ни о причинах, побудивших его к известному поступку. Я так же, как и ты, не ожидаю ни малейшей пользы от



1) Галеви Д. Анархизм и социализм. М., 1906. С.12.
2) Исаев А.К., Олейников Д.И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. 1989. № 2. C.121.
3) Текст М.А.Бакунина «Программа и цели революционной организации интернациональных братьев» цит. по указ. выше статье А.К.Исаева и Д.И.Олейникова, с. 121.
224
цареубийства в России, готов даже согласиться, что оно положительно вредно, возбуждая в пользу царя временную реакцию, но не удивляюсь отнюдь, что не все разделяют это мнение, и что под тягостью настоящего, невыносимого, говорят, положения, нашелся человек менее философски развитой, но зато и более энергичный, чем мы, который подумал, что гордиев узел можно разрезать одним ударом. Несмотря на теоретический промах его, мы не можем отказать ему в своем уважении и должны признать его "нашим" перед гнусной толпой лакействующих царепоклонников» 1 .

Таким образом, теоретически Бакунин был скорее противником индивидуального террора, хотя осудить террориста категорически отказывался. Для него это было невозможно с точки зрения революционной этики. Впрочем, несмотря на критику Бакуниным индивидуального террора, выводы из его учения, предполагавшего для начала разрушение стаоого мира, можно было делать весьма далеко идущие 2 .

Что же касается Кропоткина, его отношение к терроризму, ставшему едва ли не главным средством достижения своих целей для считавших себя его последователями, по меньшей мере, неочевидно.



1) Письма М.А.Бакунина к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. СПб., 1906. С. 291. См. также: Пирумова н.М. Бакунин. М., 1970. С. 255-256.
2) Н.М.Пирумова, доказывая, что система идей Бакунина противоположна террористическим воззрениям Нечаева, в то же время считает, что старый революционер несет моральную ответственность за появление на свет таких произведений Нечаева, как «Катехизис революционера» и «Начало революции», проповедовавших, среди прочего, терроризм (Пирумова Н.М. Указ. соч. С. 296—302). В.Страда полагает, что Бакунин несет не только моральную ответственность за «Катехизис...»: «Никто из ученых, — пишет он, — даже те, кто хочет оправдать Бакунина и считать Нечаева "монстром", не приводит решающих доказательств в пользу того, что автором "Катехизиса" является один лишь Нечаев... В ожидании неоспоримых доказательств физической непричастности Бакунина к сочинению "Катехизиса" можно лъ верждать, что в духовном смысле он, безусловно, тоже был его отцом» (Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Революционный радикализм в России: Век девятнадцатый. М., 1997. С. 539).