(Дальше 3 варианта: а) черновик, перечеркнутый сплошь (чернила) Лениным; в) карандашный (Ленина); с) вариант чужой рукой с добавлением (карандашным) Ленина).
(Продолжение рукописи чернилом, после вставленного X)
Прежде всего эта анархия дает себя знать в распространении скептического отношения к революционной деятельности. В период 80-х годов в русском обществе распространилась идея, что падение абсолютизма зависит от культурного развития страны, что наиболее верный путь к его низвержению — это развитие культурных сил страны. Оппозиционные элементы пошли по пути культурной деятельности. Одним из симптомов культурного течения является отрица
(Засим 2 варианта а) «?» — чужой рукой, которую мы передаем печатными буквами 1 и поправки Ленина карандашом, передаваемые обычным шрифтом 2 , «X», окончательный ленинский вариант, карандашом. Передаем их оба en regard, рядом).
_ ?_ Последствием такой шаткости революционной мысли является ослабление революционной деятельности. Начиная со второй половины восьмидесятых годов многие люди, вполне искренно преданные интересам народа, не редко не шли дальше так называемой культурной работы, совершенно позабыв о том. что важнейшей культурной задачей нашего времени является революционная борьба с существующим порядком вешей.
Последствием этой шаткости революционной мысли является распространение скептического отношения к революционной деятельности. Исчезновение новой революционной идеи в период 80-х годов в русском обществе вызвало распространение убеждения, что падение абсолютизма зависит от культурного развития страны, что наиболее верный путь к его низвержению — это развитие культурных сил страны. Оппозиционный элемент пошел по пути культурной деятельности. Шаткость политичесой мысли в нелегальной русской литературе, распространяемой преимущественно с помощью гектографов, привела к отсутствию в среде нашей молодежи идей, обособляющих революционную деятельность от деятельности культурной, показывающих необходимость революционной борьбы. С такой незрелостью политической мысли нам приходится, к сожалению, считаться до сих пор.
Другим резко бьющим в глаза проявлением этой анархии революционной мысли в среде русских молодых революционеров является практический разлад революционных групп, причисляющих себя к различным направлениям. Разлад этот, выражающийся в бесплодных словесных прениях этих групп между собою, вместо совместной борьбы с общим врагом на началах федерального союза основывается, насколько мы могли заметить, на вещах, не имеющих существенного значения и на совершенно мнимых различиях. В
Такое положение молодых революционеров прямо указывает на необходимость развития революционной литературы. Лишь путем революционных разъяснений, в которых приняли бы деятельное участие наиболее видные представители современной русской революционной мысли, может быть устранена эта идейная анархия. При современном положении было крайне необходимо развитие революционной литературы всех направлений. Полицейские условия таковы, что в местности, в которой получается литература народовольческая — часто нет литературы социал-демократической и наоборот, что очевидно сильно тормозит дело выяснения этих направлений молодым революционерам. Поэтому мы, русский кружок народовольцев, решили предпринять издание сборника, в котором нашли бы место писатели различных революционных направлений. Мы убеждены, что лишь такой сборник помог бы нам, русской молодежи, разобраться в существующих течениях революционной мысли и перейти от взаимных раздоров к дружной борьбе с общим врагом. Но для этого, понятно, и необходимо крайне беспристрастное отношение к остальным революционным направлениям, которые пожелают воспользоваться страницами нашего сборника в целях пропаганды и развития своих идей.
С этой целью мы, кружок действующих в России народовольцев, решили обратиться к группе «Освобождение Труда», В.И.Засулич, Г.В.Плеханову и П.Б.Аксельроду с предложением взять на себя редактирование нашего сборника. Мы надеемся, что совместная работа издателей, сочувствующих народовольческой программе, и редакторов социал-демократов обеспечит нашему сборнику необходимую беспристрастность.
Мы вступили с вышеупомянутой редакционной группой в соглашение. «Статьям ее членов на страницах предполагаемых сборников будет предоставлено определенное место, не стесняющее другие направления революционной мысли...»
Ко всем представителям русской революционной мысли мы обращаемся с просьбой — принять возможно более горячее участие в нашем сборнике. Мы предоставляем уважаемым руководителям дорогого нам дела возможность пропагандировать их воззрения в среде русской молодежи, — и просим их помочь этой молодежи, в том числе и нам, выработать программу нашей деятельности. Мы твердо уверены в том, что поставили себе полезную, скажем больше, необходимую цель; пусть же не откажут нам в содействии для её достижения.
Признанным литературным руководителям литературных направлений обеспечивается возможно более скорое помещение их статей без всяких поправок и примечаний со стороны редакции. Статьи, присылаемые из России через посредство издательской группы, помещаются на таких же основаниях.
Редакция помещает статьи, с которыми она не согласна без возражений с своей стороны, оставляя за собой право высказаться по тому же предмету с своей точки зрения. За редакцией оставляется право отвечать на статьи, направленные прямо против ее воззрений
Там же. Копия, рукой С.Г.Сватикова.