Предыдущая Оглавление Следующая
Урок 5: Сети обмена файлами не представляют угрозы для издания книг, музыки и кинофильмов. Они представляют угрозу для нынешних издателей.
Индустрия звукозаписи и кинопромышленность пытаются внушить мысль, что сети обмена файлами неизбежно разрушат в будущем их бизнес.

Те, кто делает подобные утверждения, совершенно не понимают природу издательской деятельности. Издательская деятельность не может быть уничтожена какой-либо новой технологией, поскольку ее необходимость вытекает из простых количественных соображений. Миллионы покупателей и продавцов не могут найти друг друга без одного или нескольких посредников, которые, подобно, системе трансформаторных подстанций, дробят рынок на более управляемые части. Фактически, там существует богатая `экология' посредников. Издатели собирают вместе авторов для продавцов, продавцы собирают вместе покупателей для издателей. Оптовые торговцы группируют мелкие издательства для продавцов и мелких продавцов для издателей. Распространители специализированных товаров ищут новые каналы распространения.

Те из нас, кто рассматривает сеть, как новую среду для издательской деятельности, видят как эта экология развилась в сети менее чем за десятилетие. На заре сети было популярно утверждение, что мы вступаем в век отсутствия посредничества, когда каждый сам будет своим издателем. Но вскоре владельцы личных веб-страниц начали платить другим, за содействие в увеличении `видимости' их ресурсов в Yahoo!, Google и других поисковых системах (сетевых аналогах Barnes & Noble и Borders 3 ), а сетевые авторы были рады писать для сайтов наподобие AOL и MSN, или, с `технологической' стороны - Cnet, Slashdot, O'Reilly Network и других сетевых издателей. В тоже самое время авторы от Мэтта Драджа 4 до Дэйва Винера и Кори Доктороу 5 сделали себе имя, публикуясь в сети.

Как отметил Джейред Даймонд в его книге `Судьбы человеческих обществ' [1] , `за спиной любой сложной социальной организации стоит арифметика'.

В новой технологии нет ничего, чтобы могло бы изменить основные механизмы, при помощи которых миллионы потенциально полезных продуктов находят миллионы потенциальных покупателей. Конкретные способы, при помощи которых производятся группировка и отбор, могут меняться вместе с технологиями, но необходимость в них сохранится в любом случае. Использование Google неявных рекомендаций пользователей 6 выполняет примерно ту же функцию, что и использование крупными торговцами статистики продаж для выбора их заказов.

Вопрос не в том, могут ли технологии, наподобие сетей обмена Файлами, свести на нет роль творческих работников или издателей, а в том, как авторам использовать их для продвижения своих произведений. Для издателя вопрос заключается в том, сумеет ли он понять, как следует действовать в новой среде, прежде чем это сделают конкуренты. Издательская деятельность представляет собой род экологической ниши; если одни по тем или иным причинам потерпят в ней неудачу, то ее стремительно заполнят другие.

Если мы вернемся к рассмотрению основополагающих принципов, мы увидим, что издательская деятельность заключается не только в `физической' сборке продукта, но также требует непростой деятельности по созданию и поддержанию репутации. Люди идут на Google или Yanoo!, в Barnes & Noble или Borders, HMV или MediaPlay, поскольку они уверены, что найдут там то, что им надо. И они обращаются к услугам отдельных издателей, таких как Knopf или O'Reilly, потому что наш послужной список вызывает веру в наши способности находить интересные темы и хороших авторов.

Теперь давайте вернемся к обсуждению обмена в сети музыкальными записями. Как люди ищут записи на Kazaa или других `пост-Napster'овских' системах обмена файлами? Сначала они ищут записи, с которыми они уже знакомы. Но поиск известных исполнителей или произведений имеет принципиальные ограничения, поскольку опирается на внешнее по отношению к системам обмена файлами, `пространство имен' (имена авторов/названия произведений). Чтобы действительно вытеснить существующую систему распространения звукозаписи, нужно выработать свой собственный механизм для продвижения продукции.

Можно заметить, что эти механизмы уже возникают. Системы обмена файлами опираются на наиболее эффективный механизм маркетинга: устные рекомендации. Но любой, кто знаком с историей предыдущих средств информации, знает, что поиск, основанный на уже имеющихся знаниях и устных рекомендациях, позволяет собрать только `низко висящие плоды'. По мере становления рынка развивается и коммерческий маркетинг и, шаг за шагом, выстраивается столь же богатая экология посредников, которая характерна и для уже существующих средств информации.

Новые носители информации не вытесняют, а, скорее, укрепляют и расширяют существующие рынки, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Существует возможность зарабатывать на различии между новыми и старыми носителями информации. Например развитие сетей обмена файлами активизировало торговлю на eBay пластинками и компакт-дисками, не доступными через обычные каналы распространения, используемые звукозаписывающей индустрией.

Со временем может случится, что сервисы, занимающиеся распространением музыки в online, вытеснят компакт-диски и другие материальные носители информации, так же как звукозапись вытеснила нотных издателей на периферию, и для большинства людей превратило пианино из домашнего музыкального центра в ностальгическое украшение. Но роль исполнителей и музыкальных издателей сохранилась. Вопрос, таким образом, заключается не в том, умрет ли книгоиздание, звукозапись или производство фильмов, но лишь в том, кто будет издателями.

3) Barnes & Noble и Borders - крупнейшие международные сети книжных супермаркетов (прим.перев.)
4) Мэтт Драдж (Matt Drudge) - популярный сетевой журналист, хозяин сайта Drudge Report , см. статью о нем (прим.перев.)
5) Кори Доктороу (Cory Doctorow) - популярный американский писатель-фантаст, лауреат премии Кэмбелла 2000 года) (прим.перев.)
6) Google использует для сортировки своих ссылок по релевантности критерий, основывающийся на количестве ссылок на ту или иную внешнюю страницу (прим.перев.)