Существует несколько работ по русскому терроризму XIX века, и это значительно облегчало задачу написания данной книги. В советской послесталинской историографии разрешались и даже поощрялись исследования по истории раннего революционного движения, особенно его так называемого героического периода 1878-1881 годов, когда в лагере радикалов главную роль играла «Народная воля»(1). Западные историки также писали об этой партии, называя ее первой в современном мире террористической организацией(2). В очень важной работе современного ученого Нормана Нэймарка серьезное внимание уделено, в частности, сторонникам террористической тактики в период от начала 1880-х гг., после разгрома правительством «Народной воли», до середины 1890-х гг., когда разрозненные революционные группы различных ориентации начали искать пути к объединению в более крупные политические организации и к консолидации своих сил(З).
И все же в те годы террористические акты были не так уж часты: с 1860-х до приблизительно 1900-х на счету террористов было не более 100 жертв(4). И хотя угроза террора, часто преувеличенная в полицейских донесениях, вселяла страх, политические убйства в эти годы были лишь предвестником разгула террористической деятельности в первое десятилетие XX века - тема, почти не отраженная в научных трудах по истории этого
Западная наука также обошла эту тему молчанием. На протяжении многих лет основываясь на общих тезисах советской историографии, западные ученые смотрели на эсеров, анархистов и на террористическую деятельность вообще глазами большевиков. В последнее время, однако, ученые в США и в Западной Европе заинтересовались вопросами, связанными с революционным террором в России. Появилось несколько работ о Партии социалистов-революционеров - организации, наиболее известной своими террористическими актами. Опубликовано также несколько советских и западных исследований, посвященных революции 1905 года - времени особенного усиления террора(7).
Все эти работы, однако, посвящены главным образом массовым движениям и массовым вспышкам насилия, т.е. крестьянским восстаниям, забастовкам рабочих, военным и морским мятежам, студенческим беспорядкам и вооруженным выступлениям. Причина
При обобщении опыта и выводе закономерностей террористической деятельности первого десятилетия XX века настоящее исследование уделяет особое внимание «новому типу революционера». Этот новый тип экстремиста предполагал «слияние революционера с разбойником, освобождение революционной психики от всяких нравственных сдержек»(9). Многие радикалы сами признавали, что террор вышел за пределы узкого круга лиц, полностью посвятивших себя делу освобождения, и что «революционный организм заражен нечаевщиной, чудовищной болезнью... вырождением революционного духа»(10). Анархисты и члены мелких экстремистских групп, согласно природе своих убеждений, прибегали к новому типу террор А чаще других радикалов, грабя и убивая не только государственных чиновников, но и простых граждан, по одиночке и группами. Они-то и были главным образом ответственны за создание атмосферы страха и хаоса в империи.
В книге также уделяется серьезное внимание подробному описанию «дна» революции - важнейшей ее
В настоящей книге читатель познакомится с документальными источниками, ранее не доступными или недооцененными историками. Кроме того, при попытках объяснить различные малоизвестные и часто спорные проблемы, особенно в первой и последней главах книги, мы использовали, в частности, мемуары, журнальные и газетные публикации, монографии и другие источники, опубликованные в Российской Империи, в СССР и на Западе. Литературы по российскому терроризму относительно мало, и нам пришлось обратиться к обширным исследованиям современной теории терроризма, что позволило сформулировать и проанализировать несколько важных для нас вопросов, а также поместить российский терроризм в общую картину современного политического насилия(11). В основном же работа основана на документах из трех богатейших архивных собраний русских революционных материалов на Западе. Часть статистических и большинство фактических данных о террористических актах и правительственных мерах борьбы с ними взяты из большого собрания газетных вырезок в архиве Партии социалистов-революционеров, находящемся в Международном институте общественной истории в Амстердаме. Этот же архив был основным источником сведений для главы об эсерах. При написании глав «Изнанка» революции...» и «Единым фронтом» мы пользовались материалами из двух архивных собраний Гуверовского института войны, революции и мира в Стэнфордском университете (США): огромного частного архива Бориса Иванови-
1. Несмотря на свою идеологическую тенденциозность, интересь следующие труды советских историков по истории партии «Народной воли»: С.С. Волк, Народная Воля, 1879-1882, Москва-Ленинград, 1966; НА. Троицкий, «Народная воля» перед царским судом, Саратов, 1971.
2. См., например, Adam В. Ulam, In the Name of the People, Prophets i and Conspirators in Prerevolutionary Russia (Нью-Йорк, 1977); соответствующие места в ставшей классической работе Франко Вентури (Franco Vcnturi, Roots of Revolution: A History of the Populist and Socialist Movement in Nineteenth-Century Russia (Нью-Йорк, 1970); и недавнюю статью Астрид фон Борке «Насилие и террор в русском революционном народничестве: Народная воля, 1879-83» (Astrid von Borcke, ..Violence and Terror in Russian Revolutionary Populism: The Narodnaya Volya, 1879-83», в: Wolfgang J. Mommsen and Gerhard Hirschfeld, eds., Social Protest, Violence and Terror in Nineteenth- and Twentieth-Century 1-urope (Нью-Йорк, 1982), 48-62).
3. Norman M. Naimark, Terrorists and Social Democrats. The Russian Revolutionary Movement under Alexander III (Кембридж, Массачусетс, 1983).
4. Согласно данным Нэймарка, в 1860-х было два неудавшихся покушения на убийство, а в 1877-1881 - приблизительно тридцать пять удачных терактов (Naimark, «Terrorism and the Fall of Imperial Russia», опубликованная публичная лекция в Бостонском университете, 14 апреля 1986, 4).
5. Книга А.И. Спиридовича (A.I. Spiridovitch, Histoire du terrorisme Russe (Париж, 1930); написана бывшим чином царской полиции и не отличается аналитичностью, однако она ценна как единственное обобщающее изложение событий, богатое фактами.
6. Существующие работы об этих партиях написаны, главным образом, видными большевистскими деятелями и носят дидактический и полемический характер. Среди типичных примеров таких работ мы можем назвать: А.В. Луначарский, Бывшие люди. Очерки партии эсеров (Москва, 1922); Ю. Стеклов, Партия социалистов-революционеров (Москва, 1922); А. Платонов, Страничка из истории эсеровской контрреволюции (Москва, 1923); Я. Яковлев, Русский анархизм в великой русской революции (Москва, 1921); В. За-лежский, Анархисты в России (Москва, 1930).
7. Наиболее важные исследования о Партии эсеров названы в соответствующей главе. О революции 1905 года см. среди прочих: Sidney Harcave, First Blood: The Russian Revolution of 1905 (Нью-Йорк, 1964); John Bushnell, Mutineers and Revolutionaries: Military Revolution in Russia, 1905-1907 (Блумингтон, Индиана, 1985); Walter Sablifisky, The Road to Bloody Sunday (Принстон, Нью-Джерси, 1976); Shmuel Galai, The Liberation Movement in Russia 1900- 1905 (Кембридж, Англия, 1973); и особенно новое исследование Abraham Ascher, The Revolution of 1905: Russia in Disarray (Стен-Форд, 1988).
8. Автор настоящей книги согласен с мнением Уолтера Лакера, ведущего специалиста по революционному террору, что «любое определение политического терроризма, выходящее за пределы описания систематического использования убийств, увечий и разрушений или угроз совершения подобных актов с целью достижения политических целей, всегда ведет к бесконечным противоречиям» и что «можно Убедительно предсказать, что споры о всеобъемлющем, подробном определении терроризма будут вестись еще очень долго, что они не увенчаются консенсусом и не внесут заметного вклада в понимание терроризма». Тем не менее нам кажется полезным предложить одно, опубликованное в 1930-х в Энциклопедии общественных наук, определение терроризма как «метода (или теории, обосновывающей его), каким организованная группа или партия пытается достичь своих целей, главным образом сводящегося к систематическому использованию насилия». Это определение показывает, что терроризм отличается по существу не только от государственного террора, но и от бесчинств толпы и массовых мятежей (Walter Laqueur, Terrorism [Бостон-Торонто, 1977], 81п, 135). Полезно также помнить, что терроризм является так- • тикой устрашения и цель экстремистов - «использование террора для ослабления воли общества или правительства и для подрыва морали. Это форма тайного психологического оружия» (Milton Meltzer, The Terrorists [Нью-Йорк, 1983], 6-7).
9. А. Серебренников, ред. Убийство Столыпина. Свидетельства и документы (Нью-Йорк, 1986), 319. Некоторые бывшие радикалы полностью с этим соглашались и выдвигали похожие определения новой породы боевиков и экспроприаторов (А. Локерман, «По царским тюрьмам. В Екатеринославе», КС 25 [1926], 186).
10. Секира 12 (1906), 7, Ник. 436-2.
11. Настоящая книга соглашается со многими исследованиями, утверждающими, что, хотя не существует «особого психологического типа, особого склада личности, одинакового для всех террористического склада ума... люди с определенными личностными чертами и наклонностями неудержимо влекутся к террористическим занятиям... Некоторые авторы описывали террористов как агрессивных людей действия, ищущих возбуждения и стимулирования». Они «часто влекомы жаждой действия и не обдумывают серьезно последствия». Среди российских террористов очень часто «встречались лица с нарцистически-ми и пограничными отклонениями личности». Такие лица часто страдают от ущемленного самомнения, идеализируя свое гипертрофированное «я» и видя в других «все ненавистные и низкие свои слабости... Не умея справляться со своими недостатками, человек с таким складом личности нуждается в объекте для ненависти и обвинения его в собственных слабостях», что ведет к тому, что он «находит группу единомышленников, чье кредо - «Это не мы, это - они; они - источник всех наших проблем» (Jerrold M. Post, «Terrorist Psycho-Logic: Terrorist Behavior As a Product of Psychological Forces», Origins of Terrorism, Walter Reich, ed. [Кембридж, 1990], 27-28, 31; Laqueur. Terrorism, 119). Наблюдатели современной террористической деятельности по всему миру также отмечают явление, называемое в нашей книге новым типом террора, подчеркивая, что «если ранние террористические группы воздерживались от актов намеренной жестокости... с изменением характера терроризма, как левого, так и правого, гуманное поведение больше не является нормой... Политический террорист наших дней... освободился от угрызений совести» (Laqueur, Terrorism, 222). Более того, специалисты приводят случаи, когда «[террористические] группы завязывали отношения с уголовными бандами или просто сами превращались в таковых» (Leonard Weinberg and William Eubank, «Political Parties and the Formation of Terrorist Groups,» Terrorism and Political Violence, 2 [2] [лето, 1990], 129).